У взрослых такое обыденное действие, как завязывание шнурков, не вызывает никаких трудностей — оно выполняется почти на автомате. Детям же освоить этот навык довольно сложно, и помощь родителей им просто необходима. Причем часто мамы и папы и сами не знают, как научить ребенка правильно завязывать шнурки.
Существуют два общепринятых варианта завязывания шнурков — «бабушкин узел» и «бантик». Первый гораздо проще с точки зрения техники, но менее надежный — быстро развязывается. Обычно именно его сначала осваивают дети и уже со временем переходят на «бантик», хотя даже многие взрослые по привычке завязывают шнурки «бабушкиным узлом».
Техника завязывания «бабушкиного узла» заключается в следующем:
Чтобы ребенку было проще понять технику, петельки можно назвать «заячьими ушками», а серединку, в которую петелька продевается, — «заячьей норкой».
Завязывать шнурки «бантиком», кажется, сложнее, однако освоить такую технику дошкольнику тоже не составит труда. Выполнить нужно следующие действия:
Получившийся «бантик» гораздо прочнее «бабушкиного узла» и будет долго держаться, не развязываясь.
В возрасте 4−6 лет дети уже способны научиться самостоятельно завязывать шнурки. Естественно, получается это не с первого раза, и малышу обязательно понадобится поддержка родителей. Воспитание самостоятельности ребенка начинается с освоения как раз таких базовых навыков, как завязывание шнурков или застегивание пуговичек и молний, поэтому взрослым нужно уделить этим моментам особое внимание.
Обучение, как правило, заключается в демонстрации родителями наглядного примера. Устная инструкция будет менее эффективной, т.к. визуально дошкольники гораздо лучше воспринимают информацию. Не стоит подходить к обучению слишком серьезно — устраивать своего рода уроки, которые могут быстро наскучить ребенку. В то же время нежелательно тренироваться в завязывании шнурков перед выходом на улицу, когда все торопятся. Лучше вечерами уделять занятию минут 10, уютно расположившись с малышом на диване или теплом полу.
Садиться нужно позади ребенка, чтобы обеспечить ему наилучший обзор действий. Для первых тренировок следует воспользоваться ботинками с толстыми, но не очень длинными шнурками. Не торопясь, покажите малышу, как следует завязывать шнурки, — повторите действие не менее 5−7 раз. Затем передайте ботинок ребенку, чтобы он сам мог попрактиковаться. Помогайте советами и инструкциями, но не вмешивайтесь. Все действия ребенок должен научиться делать сам, хотя и под четким руководством родителей.
Для маленьких детских пальчиков завязывание шнурков — занятие сложное, требующее терпения и усидчивости. А усидчивость, как известно, дается дошкольникам с большим трудом. Если у ребенка нет желания и настроения практиковаться, не стоит его заставлять, т.к. ожидаемого результата добиться все равно не получится. Главный совет для родителей — сохранять спокойствие и терпение, пока малыш осваивает новый навык. А подкрепиться ребенку в процессе обучения поможет йогурт в мягкой упаковке.
Есть еще несколько полезных советов, которые родители, наверняка, найдут полезными:
Не ботинки я шнурую,
А шнурки я дрессирую,
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не издевались,
А завязывались ловко,
Как велит им дрессировка,
И держали бы башмак
Крепко-накрепко.
Вот так!
Чтобы научиться завязывать шнурки, ребенку потребуется не один день. Однако с поддержкой родителей процесс обучения будет проходить легче и эффективнее, и вы сами не успеете заметить, как ваш малыш уже начнет самостоятельно надевать и завязывать любимые кроссовки на шнуровке.
Сколько времени ушло у вашего ребенка, чтобы научиться завязывать шнурки? Какой метод обучения вы использовали? Делитесь советами с другими родителями в комментариях к статье.